На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Крылья Балтики крепнут

 

Крылья Балтики крепнут



Для морской авиации Балтийского флота (не будет преувеличением сказать, что и для всего флота) конец 2013 года был ознаменован важным событием: в состав 72-й гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознамённой имени маршала авиации И.И. Борзова базы вошла 7-я авиагруппа 1-го командования ВВС и ПВО Западного военного округа. Пополнившись эскадрильями фронтовых бомбардировщиков Су-24М, многоцелевых истребителей Су-27, вертолётов Ми-24 и Ми-8, авиабаза повысила свой статус – стала смешанной авиабазой второго разряда.

Дело, разумеется, не в статусе как таковом, а в том, что, по точному определению командира авиабазы гвардии полковника Виктора Литвинова, растопыренные пальцы наконец-то собраны в один авиационный кулак, находящийся под единым командованием, которым теперь располагает Балтийский флот. Правомерно говорить и о возрождении славных боевых традиций, которыми так богата отечественная морская авиация.
Не станем при этом закрывать глаза на тот факт, что длительное время морская авиация флота находилась под разрушительным прессом скоропалительных реорганизаций. Но вначале всё-таки о традициях. О ярких страницах, вписанных балтийскими лётчиками в ратную летопись Отечества.

Горячее небо

Зарождение отечественной морской авиации военные историки связывают с разработкой в 1910–1912 годах новых оперативных планов Балтийского флота. Первыми ласточками, как известно, были гидросамолёты. Вначале они закупались за границей, но уже в 1914 году создаваемые авиационные подразделения флота стали укомплектовываться летающими лодками отечественного производства, по своим лётно-техническим характеристикам превосходящими зарубежные аналоги.

Крылья Балтики крепнутИменно такие гидросамолёты М-9 конструкции Дмитрия Григоровича 4 июля (по старому стилю) 1916 года одержали блистательную победу в воздушном бою над морем. В тот день четыре М-9, базировавшихся на авиатранспорте «Орлица», вступили в бой с четырьмя немецкими самолётами: два кайзеровских аэроплана были сбиты (один экипаж при этом взят в плен), остальные обратились в бегство. У наших лётчиков потерь не было. В память о той исторической победе 17 июля отмечается у нас как День авиации ВМФ.

К началу Первой мировой войны у России на Балтике было лишь 6 самолётов, однако уже в канун Октябрьской революции воздушная дивизия Балтийского моря, созданная в конце 1916 года по указу императора Николая II, состояла из двух воздушных бригад, отряда корабельной авиации и включала 74 летающие лодки и 24 колёсных истребителя.

В годы Гражданской войны балтийские лётчики сражались с войсками генерала Юденича, белофиннами, вели боевые действия против участвовавших в антисоветской интервенции английских кораблей. В 1930-е воевали в небе Испании и в районе реки Халхин-Гол. Во время советско-финской войны авиаторы флота совершили 16.663 боевых вылета, уничтожили в воздушных боях и на аэродромах противника 65 самолётов, потопили и повредили 37 транспортов и боевых кораблей. Четырнадцать лётчиков были удостоены звания Героя Советского Союза.

Накануне Великой Отечественной авиация Балтийского флота располагала 656 (по другим оценкам, 714) самолётами, включая 367 истребителей (только 47 из них были самолётами новых типов), 147 бомбардировщиков и 36 торпедоносцев. При этом часть самолётов находилась в ремонте. Количественный и качественный перевес был на стороне противника: Германия сосредоточила в Восточной Пруссии и на южном побережье Балтики 1.070 современных самолётов, ещё порядка 500 самолётов действовали в составе Карельской и Юго-Восточной армий Финляндии. Несмотря на это, уже 24 июня 1941 года наши лётчики нанесли бомбовый удар по военно-морской базе Мемель и потопили вражеский транспорт. На следующий день была одержана первая победа в воздухе.

Именно балтийские лётчики, ведомые командиром 1-го минно-торпедного авиаполка полковником Евгением Преображенским, в ночь с 7 на 8 августа – впервые в истории Второй мировой войны – бомбили Берлин (всего на вражескую столицу с 7 августа по 5 сентября 1941 года было совершено 10 авианалётов). За годы войны ВВС флота произвели в общей сложности более 158 тысяч самолёто-вылетов над морем и сушей (только для прикрытия Дороги жизни на льду Ладожского озера лётчики-балтийцы совершили около 8.000 самолёто-вылетов).

Крылья Балтики крепнутНа счету морской авиации флота свыше 50 процентов тоннажа транспортных судов и более 60 процентов боевых кораблей и вспомогательных судов противника, потопленных за годы войны, 2.418 уничтоженных самолётов. Сотни уничтоженных танков, орудий, миномётов, складов, железнодорожных эшелонов, тысячи машин, десятки тысяч вражеских солдат и офицеров. 18 тысяч авиаторов Балтийского флота были награждены орденами и медалями, 114 стали Героями Советского Союза, четверо из них – Николай Челноков, Василий Раков, Алексей Мазуренко и Нельсон Степанян – удостоились этого звания дважды.

Нынешние лётчики 72-й авиабазы – прямые наследники боевой славы фронтовиков, продолжатели ратных традиций многих поколений военных авиаторов. В разных подразделениях служит немало представителей лётных династий – гвардии подполковники Алексей Малафеев, Александр Ушицкий, Владимир Маслов, гвардии майоры Евгений Халиков, Алексей Емашкин, Алексей Кульмаметьев, Рудольф Шекуров, Денис Пешехонцев, Павел Бозов и другие. Авиабаза унаследовала почётные наименования от 1-го гвардейского минно-торпедного Клайпедского авиаполка, бомбившего Берлин, и 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного Новгородского полка, одним из первых 24 июня 1941 года нанёсшего бомбовый удар по городу Тильзиту в Восточной Пруссии и там же, в Восточной Пруссии, завершившего в победном 1945-м боевые действия.

Взлёты и падения

К окончанию Великой Отечественной войны в состав ВВС Балтийского флота входили четыре авиационные дивизии и два отдельных полка – в общей сложности 17 авиационных полков и 7 отдельных эскадрилий. В 1946 году Балтийский флот был разделён на Южно-Балтийский и Северо-Балтийский (с 1947 года соответственно 4-й и 8-й флоты ВМФ). Разделённой оказалась и авиация, что, к счастью, мало отразилось на её развитии. В 1950-х годах на вооружение ВВС обоих флотов поступает принципиально новая авиатехника: реактивные самолёты Ил-28, Ту-16, МиГ-15 и МиГ-17, летающие лодки Бе-6, вертолёты Ка-15 и Ми-4. Идёт и количественное наращение: в середине десятилетия ВВС каждого из флотов уже имеют в составе две минно-торпедные дивизии, три-пять истребительных дивизий, по одному разведывательному и транспортному полку, по одной вертолётной эскадрилье, подразделения специальной авиации. Кроме того, Балтийскому флоту передаётся 57-я тяжёлая бомбардировочная (впоследствии – морская ракетоносная) Смоленская авиадивизия, базировавшаяся в Белоруссии.

Крылья Балтики крепнутВ начале 1956 года 4-й и 8-й флоты ВМФ вновь становятся единым Балтийским флотом, а ВВС преобразуются в ВВС и ПВО БФ. Через год объединённая флотская авиация понесла первые реорганизационные потери: четыре истребительные авиадивизии ВВС и ПВО БФ были переданы ПВО страны. Ещё через три в ходе печально знаменитого хрущёвского сокращения Вооружённых Сил на Балтийском флоте было расформировано большинство дивизий и полков минно-торпедной и истребительной авиации, сами же ВВС и ПВО БФ вскоре были переименованы в авиацию Балтийского флота.

Проходившие в последующие годы реорганизации большей частью были связаны с принятием на вооружение сверхзвуковых самолётов-разведчиков Ту-22Р и ракетоносцев Ту-22М2, противолодочных самолётов Ил-38, бомбардировщиков Су-24М, вертолётов Ка-25 и Ка-27 различных модификаций, Ми-14 и другой современной авиатехники. Были и пополнения: в 1963 году флоту вернули ракетный авиаполк, а в 1978-м на базе самолётов – постановщиков помех Ту-16П был сформирован единственный в морской авиации страны отдельный авиаполк РЭБ, базировавшийся на аэродроме города Остров.
В 1989 году в состав ВВС БФ (которые в 1980-м в очередной раз были переименованы) вошла 132-я бомбардировочная (впоследствии – штурмовая) авиационная дивизия. Тогда же началось перевооружение полков 57-й авиадивизии на сверхзвуковые ракетоносцы 3-го поколения Ту-22М3. Вообще 1989 год можно считать высшей точкой развития, пиком боевой мощи ВВС Балтийского флота, имевших в то время в своём составе 328 боевых самолётов и 70 вертолётов, базировавшихся на 10 основных и 15 запасных аэродромах как на побережье, так и в континентальной части страны.

Начавшийся вскоре развал государства больнее всего ударил по Балтийскому флоту и его ВВС, размещавшихся на территории пяти союзных республик. В спешном порядке срывались с обустроенных мест и расформировывались целые соединения, уцелевшие полки урезались до эскадрилий, те в свою очередь тоже сокращались и сводились в смешанные эскадрильи. Изменялись не только структура, но и наименования авиации флота и органов её управления. Опуская многие подробности, остановим своё внимание на 2010 году, когда покромсанная авиация БФ, сосредоточенная в Калининградской области и состоявшая к тому времени из пяти эскадрилий, была сведена в одну авиабазу, располагавшую четырьмя аэродромами.

Вот, собственно, и всё, что осталось от былой мощи. Дальше, казалось бы, уже некуда. Однако и этот этап в череде нескончаемых реформаторских преобразований был не последним: через год от авиабазы отщипнули три эскадрильи – истребительную (Су-27), штурмовую (Су-24М) и вертолётную (Ми-24 и Ми-8), которые передали 1-му командованию ВВС и ПВО Западного военного округа. У Балтийского флота остались лишь противолодочная эскадрилья вертолётов Ка-27 и смешанная эскадрилья, состоящая из Ка-27, нескольких транспортных самолётов Ан-26 и одного Ту-134.

Как здесь не согласиться со знаменитым изречением Конфуция: «Нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен». Гораздо труднее понять логику тех, кто последовательно лишал Балтийский флот его стальных крыльев. Нет необходимости доказывать аксиому: в любом современном флоте мира авиация является одной из важнейших его составляющих, его самой манёвренной ударной силой, его мечом и щитом. История предостерегает: в годы войны не только немецкий, но и советский флот самые ощутимые потери понесли от боевого воздействия авиации.

На передовом рубеже

С формальной точки зрения ситуация после возвращения трёх эскадрилий в состав авиабазы вернулась на позиции 2010 года. Однако посвящённый в предшествующую этому событию драматургию читатель поймёт: в данном случае нужно говорить о движении не назад, а вперёд – может быть, впервые за последние десятилетия.

Усиление авиационной компоненты (которая теперь представлена истребительной, штурмовой, армейской, корабельной противолодочной и военно-транспортной авиацией) значительно повысило боеготовность и боеспособность Балтийского флота, боевую устойчивость основных его сил. Возросли возможности не только поражения кораблей и авиации вероятного противника, но и отражения средств воздушного нападения агрессора, возможности авиационного прикрытия сил флота и его баз, огневой поддержки кораблей и береговых войск, ведения воздушной разведки, выполнения воздушных перевозок и поисково-спасательных работ. У вернувшихся в лоно морской авиации подразделений вновь появился свой авиационный полигон, упростилась система согласований при совместном планировании различных элементов боевой подготовки.

Крылья Балтики крепнутОсобый акцент следует сделать на основной задаче сегодняшнего дня: охране государственной границы в воздушной и водной среде. Круглосуточное боевое дежурство по противовоздушной обороне региона и сил флота возложено на эскадрилью всепогодных истребителей Су-27, по противолодочной обороне, осуществляемой во взаимодействии с кораблями, – на экипажи вертолётов Ка-27ПЛ.

К лётчикам различных подразделений при всём разнообразии входящих в их компетенцию задач предъявляются обязательные для всех и каждого профессиональные требования: умение днём и ночью действовать над безориентирной местностью, то есть над морем, вне видимости береговой черты. Способность летать в сложных метеоусловиях – погода в здешних краях капризна и переменчива. Для этого необходима хорошая штурманская подготовка, которая тем более важна, что районы для полётов авиации ограничены как над сушей, так и над морем. Рядом сопредельные государства – любая, пусть даже и незначительная навигационная ошибка грозит пересечением своей и чужой границы с вытекающими неприятными последствиями. Конечно же необходимо и умение быстро принимать самостоятельное решение, обязательное, впрочем, для всех без исключения лётчиков.
С военно-политической точки зрения регион тоже не назовёшь простым. В непосредственной близости от Калининградской области находятся страны блока НАТО, с двумя из которых – Польшей и Литвой – область имеет сухопутные границы. С 2004 года на бывшем советском военном аэродроме близ литовского города Шяуляй несут, чередуясь, боевое дежурство самолёты стран – участниц блока (с начала нынешнего года это американские истребители F-15C Eagle), в обязанности которых входит также и патрулирование воздушного пространства стран Балтии. Не столь редки случаи, когда на предельно близкое расстояние к Государственной границе России приближаются иностранные самолёты-разведчики. Дежурные звенья наших Су-27 неоднократно поднимались в воздух для сопровождения в нейтральных водах, вблизи госграницы чужих самолётов.

– Регион – как оголённый нерв, ситуация в любой момент может измениться. Мы включены в общую систему ПВО страны, дежурное звено Су-27 всегда в готовности к немедленному вылету, – говорит начальник воздушно-огневой и тактической подготовки авиабазы гвардии подполковник Владимир Маслов, лётчик-истребитель с двадцатилетним лётным стажем. – Раньше я служил в Самарской и Тверской областях. Когда сюда перевёлся, для меня была внове не только морская специфика, но и то, какими быстрыми темпами здесь ставят на крыло молодёжь. Хотя в основном здесь служат очень опытные, высококлассные лётчики.

В прошлом году план боевой и лётной подготовки флотские авиаторы выполнили полностью, совершив в общей сложности более 2.600 вылетов, средний налёт на экипаж составил 133 часа. Лётчики отдельной корабельной противолодочной вертолётной эскадрильи осуществили 237 посадок на палубы кораблей, провели около 70 учений по поиску подводных лодок условного противника с применением противолодочного вооружения, поиску и спасению людей, терпящих бедствие в море. Вместе с военными моряками экипажи Ка-27 обеспечивали безопасность гражданского судоходства в районе Африканского Рога, выполняли задачи боевой службы в Средиземноморье, участвовали в испытаниях новых кораблей. Высокую выучку авиакрыло флота продемонстрировало и на стратегическом учении «Запад-2013».

По оценкам самих лётчиков, в последние два года интенсивность полётов выросла едва ли не на порядок.

Проблемы и перспективы



Как уже отмечалось, сегодня у авиабазы четыре аэродрома. Основной из них, расположенный в посёлке Чкаловске на окраине Калининграда, осенью 2012 года был закрыт ввиду капитального ремонта взлётно-посадочной полосы. Планировалось, что по его завершении здесь сосредоточат основные силы морской авиации Балтийского флота. Реконструкция затянулась, и никто толком не знает, когда она закончится.

Крылья Балтики крепнутВ Чкаловске базировалась эскадрилья Су-27, которая с началом ремонта перелетела в Черняховск, где до сих пор и находится. Семьи соответственно остались в Чкаловске и Калининграде. Вроде бы не очень далеко – 80 километров, однако мотаться туда-сюда, тем более в условиях интенсивных боевых дежурств и полётов, крайне неудобно. Неудивительно, что многие лётчики и техники эскадрильи без малого полтора года временно проживают в Черняховске, в семьях же бывают наездами.

Боевое дежурство по ПВО – это напряжённый ратный труд не только лётного, но и инженерно-технического состава эскадрильи. Обычно такие задачи возлагаются на полк. Здесь же при двойной нагрузке ещё и некомплект лётчиков и инженеров – следствие тех злополучных лет, когда в военные училища и институты был прекращён набор курсантов. Нельзя не сказать и о такой давно уже назревшей проблеме: в учебных программах лётных училищ флотская специфика почти не учитывается, все без исключения выпускники, попавшие в морскую авиацию, вынуждены переучиваться. На это обычно уходит полгода, тратится ресурс, который, увы, небезграничен.

Рядом с Су-27 на черняховском аэродроме на постоянной основе базируется эскадрилья Су-24М. В случае если всех передислоцируют в Чкаловск, ситуация резко поменяется, так что уже сейчас нужно думать о том, как обеспечить лётный и инженерно-технический состав этой эскадрильи жильём, и предпринимать для этого соответствующие шаги. При таком развитии событий будущее черняховского аэродрома более-менее понятно: он станет запасным. По мнению командира авиабазы, потенциал этого аэродрома, имеющего развитую инфраструктуру, в частности десятки бетонированных укрытий, огромен, но необходим основательный ремонт.

– Раньше, когда здесь базировался полк, – рассказывает врио командира штурмовой авиационной эскадрильи гвардии майор Евгений Краснослободцев, – его обслуживали батальон аэродромного обеспечения, батальон связи, другие полнокровные подразделения. Потом их урезали в лучшем случае до роты, но обширное аэродромное хозяйство осталось, за ним нужно ухаживать. Загруженность обслуживающих подразделений запредельная, а людей не хватает: когда был последний призыв, солдат срочной службы нам не досталось. Набрали бы контрактников, так не положено по оргштатному расписанию…

Проблем, многие из которых являются порождением принятых ранее непродуманных решений, хватает. Есть, однако, и энергичное движение вперёд. Та же модернизация в нынешнем году должна охватить более половины имеющегося в наличии парка Су-24М. Те самолёты, что её уже прошли, поражают новыми боевыми возможностями. Достаточно сказать, что благодаря современным системам управления оружием точность бомбометания повысилась в 5–6 раз.

Созданное недавно подразделение авиационных комплексов беспилотных летательных аппаратов «Форпост-2» значительно повысило возможности ведения разведки. В ближайшем будущем ожидается поступление новой техники: транспортного самолёта Ан-140, многоцелевых истребителей Су-30, современных тренажёров. Планируется полное переоборудование авиационного полигона, включая реконструкцию и обновление мишенных полей.
Да, трудности есть, но принципиально важный шаг к возрождению крыльев Балтики уже сделан. А это значит, что в будущее можно смотреть с оптимизмом.

 

 

Автор Владислав ПАВЛЮТКИН

Первоисточник http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/14482-krylya-baltiki-krepnut

Картина дня

наверх