На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

9 ноября 1911 года - успешное испытание первого в мире ранцевого парашюта РК-1 конструкции Глеба КОТЕЛЬНИКОВА.


Мало кто знает, что Глеб Евгеньевич КОТЕЛЬНИКОВ изобрёл ранцевый парашют в том числе и потому, что он очень любил... театр
Парашют придумал в вестибюле Большого...

 
Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке. А также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели. Окончил Киевское военное училище (1894), и, прослужив три года обязательной службы, ушёл в запас. Служил акцизным чиновником в провинции. 
Помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников). Кстати, со временем его сын Анатолий стал довольно известным советским драматургом под фамилией Глебов (Котельников).

В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Льва Мациевича занялся разработкой парашюта.
До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия в России, однако по неизвестным причинам патент не получил. 
На создание подобной схемы его подтолкнула увиденная им в вестибюле Большого театра картина, когда женщина из маленькой дамской сумочки, достала огромный шелковый платок...
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции, получив 20 марта 1912-го патент.
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл в июне 1912 года. Сначала провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель. 

Через несколько дней состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы.
На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.
Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. И 5 января 1913-го студент Петербургской консерватории (!) Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. 
Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны. В начале войны поручик запаса Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре лётчик Алехнович убедил командование: надо снабжать экипажи многомоторных самолётов парашютами РК-1. Вот тогда вскоре Котельникова и вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.


Глеб Евгеньевич с манекеном-испытателем Иванои Ивановичем
В 1923-м Глеб Евгеньевич создал новую модель РК-2. Позже появилась модель РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924-го был получен патент. В том же году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг.
В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
26 июля 1930 года под Воронежем советские лётчики-парашютисты во главе с Б. Мухортовым впервые совершили серию прыжков с самолётов используя парашюты конструкции Глеба Котельникова. С тех пор любители парашютизма отмечают неофициальный День парашютиста.
После первой блокадной зимы Глеб Иванович был эвакуирован из Ленинграда в Москву. Там о и умер 22 ноября 1944 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта. В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.
 

Картина дня

наверх