На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Янки под Полтавой

«Frantic» значит «неистовый»

«Стратегическая бомбардировка противника - ключ к победе» - на этих позициях непоколебимо стояли союзники. Бомбить заводы, железнодорожные ветки, электростанции и нефтеперерабатывающие комплексы Германии! С американской стороны выполнение этой миссии возложили на две воздушные армии: 8-ю, базировавшуюся в Англии, и 15-ю, основные базы которой располагались в освобожденной части Италии.

Однако стратегически важные объекты, которые располагались на востоке Германии и в ряде оккупированных стран, из-за расстояния были недоступны для американских бомбардировщиков. В то же время впереди по курсу находилась территория, освобожденная советскими войсками. Так возникла идея совместной советско-американской воздушной операции. После длительных переговоров с советским правительством к середине декабря 1943 года вопрос в политическом плане был решен. Пришло время практических действий.

Янки под Полтавой


Базы стратегической авиации США нуждались в огромных по тем временам взлетно-посадочных полосах обязательно с твердым покрытием, в мощном радиотехническом оборудовании, в комплексе сооружений для обслуживания и ремонта. Кроме того, согласно планам, в день на такую базу должно было приземляться до 360 «летающих крепостей».
В конце концов, выбор специалистов остановился на Полтаве: местный аэродром в довоенные годы был одной из основных баз бомбардировочной авиации СССР. Немаловажную роль сыграла близость аэродромов Миргорода и Пирятина, также «отданных» американцам.
Для выполнения подготовительных работ в марте 1944-го в советских ВВС образовали специальную авиачасть - 169-ю авиабазу особого назначения. Первая группа американских офицеров прилетела в Полтаву 14 апреля 1944 года, а в начале мая прибыл первый эшелон с постоянным американским составом авиабазы (390 человек).

Советские и американские военнослужащие жили и работали в одинаковых условиях, ели одну и ту же пищу, вместе отдыхали. Трудились все: работа шла днем и ночью, без выходных. Готовили взлетно-посадочные полосы, аэродромное оборудование, ремонтные и жилые помещения, госпитали.

Основными целями бомбардировок были румынские объекты, в частности - нефтяные промыслы в Плоешти.

Янки под Полтавой


Самолеты вылетали с территории Великобритании и Италии, в составе рейдов присутствовали B-17, B-24 (по некоторой информации), P-38 и P-51. Между прочим, поврежденные самолеты ВВС США стали основой единственной в СССР части на B-17 и B-24, самолеты которой были получены в рамках "черного ленд-лиза".

Запись в летной книжке советского летчика о перегонке В-17.

 

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой


21 июня 1944 года началась операция «Френтик-2», ставшая исторической сразу во многих отношениях. В 5:39 утра «летающие крепости» вылетели со своих баз в Великобритании. Эти 163 тяжелых бомбардировщика и 70 прикрывавших их «Мустангов» были только частью гигантской оперативной авиагруппы, насчитывавшей 2.500 американских самолетов, которая взлетела в то утро для самого мощного в истории налета на Берлин. Именно они должны были приземлиться в Советском Союзе после сброса бомб.


Генерал Порминов и генерал Вэлш выслушивают отчет пилота о налете на Галати. Операция прошла успешно.

 

Янки под Полтавой



Группа советских офицеров беседует с полковниками Бартоном из 483 бомбардировочной группы и Райзом из 2 бомбардировочной группы.
Девушка в центре - переводчик. Миргород, 1944 год.

 

Янки под Полтавой



Американские медсестры во время подготовки.

 

Янки под Полтавой



Игра в волейбол, смешанными командами.

 

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой



Советский мальчик среди американских летчиков.

 

Янки под Полтавой



Техник-сержант Джозеф Е. Томпсон учит советского мальчика английским словам.

 

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой



Техобслуживание B-17, Полтава.

 

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой



Экипаж и наземный обслуживающий персонал фотографируются вместе с Бернардом МакГвайром на фоне Пе-2.

 

Янки под Полтавой



Американские и советские техники за работой.

 

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой


21 июня, немецкий пилот лейтенант Ганс Мюллер сумел сфотографировать стоянку американских бомбардировщиков после их посадки в Полтаве. Буквально в считанные часы готовые фотоснимки воздушной разведки были в руках командиров бомбардировочных эскадр Люфтваффе. И командир немецкого авиационного корпуса принял решение о бомбардировке аэродромов в Полтаве и Миргороде.

Янки под Полтавой


В полночь немецкая авиация нанесла удар. Вследствие погодных условий «миргородскую» цель немцы просто потеряли, и вся мощь удара пришлась по Полтаве.

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой

 

Янки под Полтавой


Во время налета немецкой авиации на аэродром в Полтаве в ночь на 22 июня 1944 года было уничтожено на земле 44 Б-17 "Летающая крепость" и 19 Б-17 повреждено,также уничтожено 6 советских самолетов и 20 повреждено. Погибло трое американцев и 30 советских военослужащих,около сотни советских и американцев ранены.Аэродром был серьезно поврежден и заминирован и выведен из строя на неделю.Сгорели сотни тонн авиационного бензина. Немецкая авиация во время налета потерь не понесла.

Вот что писал американский пилот Марвин Боумен: «Мы узнали, что наши товарищи в Полтаве были совершенно разбиты. Погибло много советских, которые пытались спасти из горящих самолетов крупнокалиберные пулеметы. Позже русские недоумевали, почему американцы не помогали им. Ответ прост - мы имеем пулеметы в избытке...»

В Полтаве американская стратегическая авиация понесла самые большие потери на земле за всю Вторую мировую войну.

Операция «Френтик» стала первым опытом боевого сотрудничества СССР и США. «Челночные операции» шли три месяца, за которые было осуществлено более 2.000 вылетов, сотни разрушенных объектов и сбитых немецких самолетов. Сейчас на месте Полтавского аэродрома - земля, поросшая травой, и скромный мемориал.

Янки под Полтавой


Но, может быть, самой большой ценностью пережитого останутся в памяти наших народов простые слова Восточного авиационного командования США, обращенные к своему личному составу, когда первые американские летчики отправлялись на Родину:

«Помните:
1. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 г., и, убирая их, они понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава.
2. Русские проделали большую физическую работу, создавая нам хорошие условия жизни. Ни одна другая нация не сделала для нас столь много, сколько сделали русские.
3. Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России».

Янки под Полтавой

Картина дня

наверх