Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото Игоря РУДЕНКО.
Вчера на авиабазе Кубинка состоялись праздничные мероприятия, посвящённые 20-летию со дня образования пилотажной группы «Русские витязи». Неотъемлемой частью праздничной программы стали совместные показательные выступления пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Наши асы в свой праздник оправдали ожидания зрителей. Помимо традиционной программы, лётчики пилотажных групп показали новые элементы высшего пилотажа. Аплодисменты и восторженные возгласы гостей праздника нередко перекрывали гул авиационных двигателей.


Точка отсчёта
Днём рождения пилотажной группы принято считать 5 апреля 1991 года, когда был окончательно сформирован состав группы и утверждено оригинальное наименование «Русские витязи». За рубежом «Русские витязи» впервые заявили о себе в 1991-м, буквально через четыре с половиной месяца после официальной даты создания авиационной группы высшего пилотажа. Группы высшего пилотажа в составе ВВС существовали и ранее. Видеть их можно было лишь во время редких воздушных парадов в стране. Но представить себе советских военных лётчиков на зарубежных показах и авиасалонах могли очень немногие. В августе 1991 года одиночным показательным выступлением на первом польском авиашоу в Познани счёт открыл командир группы «Русских витязей» Владимир Баженов. Осенью того же года «Русские витязи» появились в небе Англии. Шестёрка свежераскрашенных Су-27 прошла строем над резиденцией английской королевы в Шотландии, которая сразу и по достоинству оценила грозный и чёткий строй крылатых «витязей».

На пределе
возможностей
На различных показах «Русским витязям» не раз доводилось выступать вместе с не менее именитыми иностранными пилотажными группами - французской «Патруль де Франс», британскими пилотажниками «Рэд Эрроуз», итальянскими «Фреччи триколори» и американскими «Тандербёрдз». Именно в процессе таких выступлений можно было понять, насколько отличаются школы пилотажного мастерства этих стран от российской. Как отметил в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» заместитель командира Центра показа авиационной техники полковник Игорь Шпак, в то время как в большинстве иностранных пилотажных групп особое внимание уделяется так называемой визуализации полёта (цветные дымы, пиротехника. - Авт.), пилотаж «Русских витязей» всегда выделялся на фоне остальных силовым, маневренным характером.

Как в процессе подготовки, так и непосредственно при выполнении программы полётов на высший пилотаж акцент делается не только на манёвренность самолёта, но и на достаточно высокую физиологическую подготовку самого лётчика. В одиночной программе лётчикам группы приходится выполнять фигуры высшего пилотажа при перегрузках до девяти единиц. А в групповом пилотаже - при нагрузках не менее пяти единиц и скоростях 700-800 км/ч. Можно ли себе представить, что защитный шлем пилота, который в обычных условиях весит не больше 1,5 кг, на максимальных перегрузках давит на голову тяжестью порядка 10 кг? При этом на пиковых значениях нагрузок у лётчика могут происходить такие физиологические изменения, как сужение угла зрения, отток крови от головного мозга. Необходимо также учитывать, что длительность таких перегрузок во время полёта не лучшим образом сказывается на здоровье, а значит, и на лётном долголетии пилота. Но эти последствия никогда не останавливали людей, поистине преданных небу.
Высший пилотаж
В классе предполётных указаний центра один из стендов привлекает внимание своей пестротой и разнообразием изображённых на нём групповых и одиночных фигур высшего пилотажа. Несколько раз сбившись, я всё же сумел подсчитать их число: 22 в группе и 10 одиночных. Хотя, как оказалось, труды мои были напрасны. Как потом рассказал командир группы лётчик 1-го класса Андрей Алексеев, программа «Русских витязей» не ограничивается этим списком - фигур и связок гораздо больше. Причём с каждым годом программа показательных выступлений «Русских витязей» совершенствуется, раскрывая максимальные возможности боевых машин и способности лётчиков пилотажной группы.

- Безопасность - превыше всего, но, когда за тобой наблюдают тысячи зрителей, отказаться от зрелищности тоже нельзя. Иначе мы просто не достигнем своей цели, - поясняет командир пилотажной группы «Русские витязи» подполковник Андрей Алексеев. - Поэтому за каждым свободным и гармоничным полётом группы истребителей в воздухе стоит кропотливая и слаженная работа всего лётного и инженерно-технического состава.
Показательные выступления, связанные с повышенным риском, накладывают и особую ответственность за тех, кто находится в небе и на земле. Специально для этого применяются особые меры безопасности при демонстрационных полётах. Прежде всего это безопасность группы и безопасность зрителей. Личной безопасности лётчика, как выяснилось, отведено последнее место. Разъясняя нюансы безаварийности в полёте при выполнении фигур группового высшего пилотажа, начальник службы безопасности полётов 237-го ЦПАТ подполковник Олег Ерофеев раскрыл главный секрет безопасного пилотирования в плотных строях:
- В плотных строях интервал и дистанция между самолётами минимальные, а при таких габаритах и скоростях можно считать, что их вообще нет. Поэтому безопасность пилотирования в таких условиях достигается за счёт принижения на 0,5-1 метр. То есть, помимо интервалов и дистанций, самолёты находятся на разной высоте относительно друг от друга.
Опередивший время
Полёты на предельных значениях и максимальных перегрузках подвергают проверке не только лётчиков, но и возможности авиационной техники. Пилот учится чувствовать и себя, и самолёт в этих режимах, узнаёт, как управлять машиной при тех или иных перегрузках. Высший пилотаж - это ещё и максимальное использование всех диапазонов углов атаки, высот, скоростей - всего, на что способен самолёт. Ведь лётчики в строевых полках, в отличие от пилотов высшего пилотажа, используют самолёт всего на 15-20 процентов от максимальных значений. Многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик Су-27, по оценкам многих экспертов, - одна из лучших разработок отечественного оборонного авиастроения и во многом опередил время. Подтверждением тому служат различные модификации, созданные на базе тяжёлого истребителя. По мнению инженерно-технического состава «Русских витязей», более надёжной машины на планете ещё не придумали.
- Сегодня мы знаем о Су-27 практически всё: его слабые места и сильные стороны. В процессе эксплуатации на максимальных режимах с большими перегрузками проявляются все возможные дефекты, которые мы устраняем совместно с ОКБ Сухого. У нас на контроле весь парк Су-27, который находится на вооружении ВВС России, - рассказывает старший инженер пилотажной группы капитан Сергей Поцелуев.
Несмотря на то, что самая старая машина в пилотажной группе приходится ровесницей «Русским витязям», а самой новой в группе «стукнуло» 15 лет, начальник ИАС уверен, что после неоднократных доработок и модернизаций машины стали только надёжнее. За границей лётчиков часто спрашивают: «У вас самолёты специально доработанные?» «Нет, - отвечают, - серийные». Эксперты всегда присматриваются, на что способен авиационный комплекс - тот, что находится в строю. А учитывая тот факт, что истребитель Су-27 на сегодняшний день стоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и ряде других государств, к данному многоцелевому истребителю всегда повышенное внимание. И когда высший пилотаж демонстрирует серийный боевой истребитель, способный выполнять полёты без ограничений, это, безусловно, даёт высокую оценку и самолёту, и его создателям.
Памяти асов
Для «витязей» летать на грани, на предельных режимах - обычное дело. Но даже пилоты высшего класса не застрахованы от рокового стечения обстоятельств. Так произошло 12 декабря 1995 года, когда пилотажная группа в полном составе возвращалась после показательных полётов с авиасалона в Малайзии. При заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань в условиях нулевой видимости не удалось избежать столкновения с горой трём истребителям «Русских витязей». Группа сразу потеряла половину своих лётчиков: гвардии полковника Бориса Григорьева, гвардии подполковников Николая Гречанова, Николая Кордюкова и Александра Сырового. В память о погибших пилотах на могиле погибших «Русских витязей» был открыт памятник.

Огромная заслуга в возрождении «Русских витязей» принадлежала командиру Центра показа авиационной техники командиру пилотажной группы полковнику Игорю Ткаченко. Для одного из лучших военных лётчиков Военно-воздушных сил России последним полётом стала обычная тренировка 16 августа 2009 г. Это произошло уже после того, как «Русские витязи» отработали свою программу и должны были вылететь на свой аэродром. Самолёт лётчика-снайпера Ткаченко столкнулся с самолётом ведомого, и оба истребителя рухнули на землю. Двум лётчикам удалось катапультироваться. Командир «витязей» погиб. До последнего момента в Кубинке отказывались верить, что это могло произойти именно с ним. Указом Президента России от 22 августа 2009 года гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Готовить будущее
Сложно подняться в небо после такой утраты. Потерять ведущего, командира, друга для всего состава группы было невыносимо больно. В тот момент группу «Русских витязей» поддержал лично главком ВВС. Генерал-полковник Александр Зелин тогда принял решение разрешить участие группы в авиасалоне. В заключительный день пятёрка «витязей» появилась над аэродромом Жуковский и совершила «пролёт памяти» в честь погибшего лётчика-аса. В новый, 2010 год пилотажную группу «Русские витязи» повёл заместитель погибшего командира - гвардии полковник Игорь Шпак.
- Прежде всего мы представляем собой полноценное боевое подразделение в составе Военно-воздушных сил. Поэтому задачи по плану боевой подготовки с нас никто не снимал. Одновременно сейчас готовим молодой лётный состав, который поступил к нам, - охарактеризовал задачи ЦПАТ Кубинка замкомандира центра Игорь Шпак.

Сегодня же подмосковный Центр показа авиационной техники в Кубинке остаётся постоянным местом базирования уникальных авиационных групп высшего пилотажа «Русские витязи» и «Стрижи», демонстрирующих высочайший уровень мастерства российских военных лётчиков и непревзойденность отечественных авиационных комплексов. Оставаясь великой авиационной державой, Российская Федерация делает всё, чтобы сохранить в составе военной авиации пилотажные группы на серийных боевых самолётах.